СИЛА, ЦВЕТ И БЕСКОНЕЧНОСТЬ

В Симферопольском художественном музее открыта выставка произведений Б. Смирнова- Русецкого (1905—1993 гг.) из фондов Дома-музея Н. Рериха (г. Одесса).

Представлены работы раз ных лет. Листы из циклов «Ат лантида» (1928—1978 гг.), «Крымская сюита» (1961 г.), «На Оке» (1979—1983 гг.), «Алтай» (1981 г.), «Балтика» (1991 г.), «Север» (1978— 1993 гг.) написаны акварелью и пастелью.

В 20-е годы прошлого века Б. Смирнов-Русецкий входил в группу «Амаравелла», члены которой выступали против искусства соцреализма, где познакомился с Н. Рерихом. Затем были арест и годы ссылки. Но трудности не сломили художника. После долгого перерыва он вновь возвратился к любимому делу. Размышляя о будущем человечества, Б. Смирнов-Русец кий создает цикл картин «Ат лантида», главной темой ко торых является осуждение безжалостного, неразумного отношения людей к природе. «Как много духовных сил можно накопить в общении с природой и в окружении лю дей, полных духовной гармонии... Неужели человечество снова станет на путь разру шения — тот, который привел к судьбе Атлантиды» (из дневника Б. Смирнова-Русец кого, 1981 г.).

Листы «Лик стихии», «На дне океана», «В морской пучине», «Огонь пробился из недр» и другие написаны в мрачных серовато-коричневых тонах без намека на что-либо конкретное. Мастер изображает момент разрушения, гибели, смерти.

А пейзажи из цикла «На Оке», напротив, отличает свет лая, радостная цветовая гамма. Река то ясная, сверкаю щая, чистая в безоблачный день («Бородавское озеро. Островок Никона»), то изум рудно-синяя, темная, когда солнце прячется за тучами («Полдень»).

Этюды на первый взгляд воспринимаются обобщенными, однако в них настолько четко улавливается самое главное, что не приходится сомневаться ни в правдивости, ни в убе­дительности содержания. Художник остро чувствует красоту природы, ее уникальность. И служение этой самой красоте, по его словам, доставляло ему «великую радость».

В 80-е годы Б. Смирнов-Русецкий пишет этюды в Алтайских горах. Здесь в начале прошлого столетия проходила экспедиция, возглавляемая Н. Рерихом. Скорее всего, сама поездка художника в эти места была вызвана воспоминаниями об учителе, к которому он не раз мысленно обращался в трудные минуты. Пейзажи из цикла «Алтай» очень близки, особенно в композиционном решении, этюдам рериховской серии «Гималаи».

Не меньший интерес вызывают пастели из цикла «Балтика» (1991 г.). Поражает удивительное умение мастера через скромный мотив и достаточно скупую цветовую гамму выразить силу и тон прибалтийской природы, ее могущество и бесконечность. В этих работах просматриваются размышления автора о жиз ни и смерти, сиюминутном и вечном, о том, что особенно волновало его на склоне лет.

Наиболее полно на выставке представлен цикл пейзажей «Север», связанный с Карелией. Над ним Б. Смирнов-Русецкий трудился около двадцати лет. Как и другие, эти этюды написаны пастельными красками, создающими нежную, бархатистую фактуру картин.

Сохранившиеся дневниковые записи Смирнова-Русецкого рассказывают о том, насколько он был очарован природой Севера. Ландшафты Карелии в его работах выглядят необычными, даже загадочными.

Пристально вглядываясь в натуру, художник создает этюд «Лесной ручей. Сортавала» (1993 г.), где светлый, чистый ручеек журчит среди огромных камней, как будто рукой великана сдвинутых к его руслу.

Художнику приятно «вдыхать аромат купавок и ландышей, видеть, как растут и расцветают малые травы». Обращая внимание на «малое», Смирнов-Русецкий изображает просторы северного края, подчер кивая его неповторимые особенности.

Очень выразительны этюды «Сортавала» (1990 и 1993 годы) с тонкими весенними березками на фоне сине-зеленого озера или с темно-сапфировыми шапкообразными холмами над водой и столбовидными облаками, окрашенными розовыми лучами восходящего солнца.

Читая дневник художника, понимаешь, насколько точно в своих творениях он выражал чувства, которые его переполняли. Б. Смирнов-Русецкий пишет: «Величие и тишина природы неописуемы. Растворяешься в этом величии; оно несет в себе нечто сказочное и возвышенное». Именно та кие ощущения и возникают, когда смотришь на работы большого мастера.

В. САВЕЛЬЕВА, искусствовед.


Украина, Одесса, ул. Большая Арнаутская (Чкалова) 47, кв. 2
 
 
На домашнюю страницуwebmasterтел.: +380 (048) 728 77 56 +380 (048) 715 58 58