Вечерняя Одесса, 6 января 2005 г.
...Помню первую нашу встречу с художником в Москве в 1984 году. В залах Всероссийского обще ства охраны памятников истории и культуры была развернута выставка «Псковская земля». Словно завороженный, всматривался я в картины «Псковский кремль», «Себеж. Рассвет», «Остров тиши ны». Сказочная красота, ширь, по этическое очарование, загадоч ность... Вспомнились слова Н. Ре риха: «Точно неотпитая чаша, сто ит Русь. Неотпитая чаша — пол ный целебный родник». Никогда я не встречал столь тонко чувствующего художника, как Смирнов-Русецкий, с удиви тельно чистой и возвышенной душой, умеющего столь трога тельно передавать глубину и гармонию природы. К юбилею художника вылуще на книга «Путь длиною в век». Её автор Зинаида Грибова с боль шой любовью описывает жизнен ный и творческий путь великого мастера. Большое влияние на его ста новление оказал дядя, видный искусствовед А. П. Иванов, автор монографий о Врубеле, Левита не, Чюрленисе, Куинджи, Рерихе. Картина Смирнова-Русецкого из цикла «Прозрачность» впервые экспонировалась, когда ему было 18 лет. Прозрачность стала своеобразной категорией эстетической философии мастера. Мир прозра чен, а художник — вестник выс шего света и высшей красоты. Судьбоносным в жизни Бори са Алексеевича стал 1926 год, когда он, получив диплом инженера, начинает учиться живопи си. Тогда же в Москве происходит его встреча с Учителем — Николаем Константиновичем Рерихом. Встреча эта помогает по нять цель жизни и назначение человека как жителя Земли и Вселенной. Мир картин Смирнова-Русец кого поднят над повседневнос тью. В его творчестве мы видим не сиюминутное — это окно в вечное. В день своего 80-летия, на открытии юбилейной выставки картин, художник отметил: «Я пы тался исключить темные силы из своих картин. Человечество дол жно видеть светлые маяки. Болезнь планеты должны лечить человеческая Красота и Добро». Художник всегда считал, что через временное должно просту пать вечное, через символ необ ходимо передавать внутреннюю суть: «Это несомненно задача большого искусства... символизм и романтизм, не придавая реша ющего значения форме, стремят ся выразить эту тайну раскрытия духовного содержания, тайну слияния с Высшим». Для Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого высшая форма искусства та, которая растит дух, духовно пробуждает и растит человека. «Всякое совершенствование, — говорил он, — предполагает идеал, а современ ному обществу не дают идеала. Чем выше сознание человека, тем более высокие сферы пита ют его вдохновение». Выставка картин Смирнова- Русецкого в нашем краеведческом музее интересна и разнообразна. Сорок работ раскрывают красоту Севера, Алтая, Псковской земли. Ручей поет свою неумолчную пес ню, радостно видеть это бодрое неудержимое движение, в кото ром залог величайшей энергии и чистоты обновления. Манит загадочностью и поэзией легенд цикл работ «Алтай»: своей многолико стью, непостижимостью, зовущей к духовному общению, — так же, как и Гималаи. Прекрасны картины цикла «Космос». Перед величием, мо щью и красотой космоса Смирнова-Русецкого преклоняются даже космонавты, которые бережно хра нят в своем музее 20 его картин. Через тернии к звездам... Это в полной мере можно отнести к жизни и творчеству мастера пас тели, космисту Б. А. Смирнову-Русецкому. Напитываясь красо той, ароматом, духовностью кар тин замечательного художника, веришь, что Красота победит, спасет мир и человека. В. КУЧЕРОВСКИЙ. Украина, Одесса, ул. Большая Арнаутская (Чкалова) 47, кв. 2 |
|||